Поиск
Лесосибирский порт Обработка грузов Нефтеналивной район Локальные перевозки История порта Документы

АО «Лесосибирский порт» — дочернее акционерное общество АО «Енисейское речное пароходство». Основная функция предприятия в структуре холдинга — обработка грузопотоков в бассейне Среднего Енисея и Нижнего Приангарья.

Лесосибирский речной порт был образован приказом Министерства речного флота 15 января 1975 года на базе двух пристаней — «Енисейск» и «Маклаково». Предприятие строилось в основном для нужд Норильского горно-металлургического комбината.

Порт в Лесосибирске имеет выгодное географическое положение и является одним из составляющих элементов Лесосибирского транспортного узла.

Лесосибирский порт расположен на Енисее в 40 км ниже впадения Ангары: здесь заканчивается сложный для прохождения судов участок Енисея. Пропускная способность реки, принявшей воды своего главного притока Ангары, значительно возрастает.

Лесосибирский транспортный узел

Основная специализация Лесосибирского порта — погрузочно-разгрузочные работы, хранение и накопление всех видов грузов, а также перевозка грузов речными судами. Подъездные автомобильные и железнодорожные пути, непосредственно примыкающие к порту, дают возможность производить перевалку грузов на автомобильный, железнодорожный и водный транспорт.

Лесосибирский порт

Пропускная способность порта составляет около 1200 тысяч тонн в год. Портовый нефтеналивной причал позволяет перерабатывать более 45 тысяч тонн топлива в год.

Лесосибирский порт добывает песчано-гравийную смесь, производит гидротехнические работы. Кроме того, предприятие выполняет корпусный средний и текущий ремонт портальных кранов и судов.

В АО «Лесосибирский порт» трудятся около 700 человек. Многие награждены Благодарственными письмами и грамотами Министерства речного флота, администрации Красноярского края и города Лесосибирска. За 30-летнюю историю порта 85 работников получили правительственные награды.

В течение последних лет Лесосибирский порт стабильно наращивает мощность. Развитие добывающей отрасли Нижнего Приангарья, а также начало промышленного освоения нефтегазовых месторождений северных территорий Красноярского края открывает долгосрочные перспективы основному транспортному узлу Среднего Енисея.

Контакты:

Накопление грузов и погрузочно-разгрузочные работы ОАО «Лесосибирский порт»

Главным подразделением Лесосибирского порта является грузовой район.

Причальная стенка Лесосибирского порта

Грузы, доставленные в порт автомобильным, железнодорожным, водным транспортом, в порту выгружают на склад или перегружают на любой из этих видов транспорта. Существующая материально-техническая база позволяет Лесосибирскому порту оказывать любые виды погрузочно-разгрузочных работ с грузами до 52 тонн.

Погрузочные работы в Лесосибирском порту

Лесосибирский порт производит перевалку грузов различных категорий. Например, для ГМК «Норильский никель» порт накапливает и переваливает соду и серу. Для ЛДК-1, Маклаковского ЛДК и Новоенисейского ЛХК порт оказывает услуги по обслуживанию погрузочно-разгрузочных работ (приемка-передача, обеспечение техникой, срочный ремонт плавучих средств), перевозке леса, перекачке нефтепродуктов. Для администраций города Енисейска и Енисейского района предприятие переваливает и перевозит различные грузы: уголь, песок, гравий, строительные материалы.

Кроме того, Лесосибирский порт производит перевалку черных и цветных металлов, промсырья, грузов в пакетах и контейнерах, оборудования, автомобильной техники, прочих тарно-штучных и навалочных грузов. Пропускная способность порта — 1200 тысяч тонн в год, но она может быть увеличена почти в два раза без привлечения значительных инвестиций.

Накопление и хранение груза

Предприятие оказывает услуги по хранению и накоплению грузов. Фронтальные и тыловые открытые площадки позволяют разместить более 500 тысяч тонн грузов одновременно. Фронтальные площадки примыкают непосредственно к реке, что дает возможность выполнять погрузочно-разгрузочные работы по типу «судно-берег» и «берег-судно». Тыловые, расположенные непосредственно за фронтальными, могут быть использованы как резервные при большом скоплении грузов.

Работа с углем в зимний период

Работа порта как перевалочного пункта на Среднем Енисее осуществляется круглогодично. В межнавигационный период порт отгружает на железнодорожный и автомобильный транспорт грузы, накопленные за период навигации. Ближе к весне Лесосибирский порт начинает накапливать новые грузы для того, чтобы сразу после вскрытия рек ото льда отправить их на Север и в Приангарье.

Например, в течение зимы Лесосибирский порт складирует уголь, который поступает из угледобывающих районов юга Красноярского края, а с началом навигации АО «ЕРП» отправляет его в северные районы края.

Для выполнения перечисленных задач Лесосибирский порт обладает необходимой инфраструктурой:

  • открытые площадки, крытые склады;
  • 6 причалов протяженностью 660 метров, оснащенных 20 портальными кранами грузоподъемностью от 5 до 32 тонн и 8 подкрановыми железнодорожными ветками;
  • 7 плавучих кранов;
  • ремонтно-механическая мастерская;
  • ремонтно-строительное управление;
  • электроцех;
  • диспетчерская;
  • автономная котельная;
  • гараж.

Нефтеналивной район Лесосибирского порта

Перевалка нефтепродуктов.

Нефтепричал Лесосибирского порта

В 2003 году Лесосибирский порт на собственные средства построил и сдал в эксплуатацию нефтеналивной причал. При строительстве нефтепричала руководство порта ориентировалось, в первую очередь, на перевалку нефтепродуктов предприятиям лесопромышленного комплекса, расположенным на Среднем Енисее и его притоке Ангаре.

Основные клиенты, для которых ОАО «Лесосибирский порт» переваливает нефтепродукты, ЛДК-1, Маклаковский ЛДК и Новоенисейский ЛХК, а так же АО «Енисейское речное пароходство».

Нефтепричал располагается в южной части порта. Годовой грузооборот нефтеналивного района — 45 тысяч тонн, в том числе — 40 тысяч тонн дизельного топлива и 5 тысяч тонн масла. В сутки через терминал может проходить более 1000 тонн нефтепродуктов.

Длина поверхности причальной стенки — около 40 метров, а железнодорожной эстакады — 72 метра. Это позволяет обслуживать и большие, и малые суда (самоходный и несамоходный нефтеналивной флот). Нефтепричал оборудован специальными емкостями для сбора воды и примесей, попадание которых в окружающую среду недопустимо.

Железнодорожная эстакада

Подъездные железнодорожные пути и система трубопроводов нефтепричала позволяют сливать топливо по прямому варианту «вагон-судно», что сводит к минимуму потери при перевалке и делает процесс перекачки нефтепродуктов более экологичным. Cтанция может одновременно сливать на нефтеналивное судно светлое топливо из 6 железнодорожных цистерн. Седьмая установка предназначена для слива темных нефтепродуктов.

Лесосибирский порт также имеет возможность накапливать и хранить нефтепродукты на нефтеналивных баржах.

Цистерны с бензином на эстакаде нефтепричала

Таким образом, на Среднем Енисее образован еще один крупный центр перевалки нефтепродуктов, позволяющий в кратчайшие сроки и с минимальными накладными расходами доставлять продукцию нефтеперерабатывающих заводов Сибири в Приангарье, Эвенкию, северные районы Красноярского края и на Таймыр.

В настоящее время Лесосибирский порт проводит дооборудование нефтеналивного терминала с учетом перспективы начала разработок нефтяных месторождений Красноярского края — прежде всего Ванкорского блока месторождений и эвенкийских нефтеносных участков.

В ожидании весны и дооборудования

В 2005 году планируется оснастить причал дополнительным оборудованием, которое позволит переваливать нефтепродукты с речных судов в железнодорожные цистерны. Ни одно предприятие на Енисее пока не владеет подобной техникой.

Дооборудованный причал даст возможность нефтедобытчикам доставлять нефтепродукты в Лесосибирск по Енисею и переваливать их на железнодорожный транспорт с последующей отправкой на нефтеперерабатывающие предприятия.

Добыча нерудных материалов

В состав нефтеналивного района входит участок по добыче и производству нерудных строительных материалов, который обеспечивает добычу, сортировку и поставку речного песка, песчано-гравийной смеси (ПГС) и мытого гравия.

К основным видам деятельности участка относятся дноуглубительные работы, погрузка и выгрузка с помощью плавучих кранов различных грузов у необорудованного берега в пределах бассейна реки Енисей и его притоков. Добытые нерудные материалы реализуются строительным фирмам Красноярского края.

Локальные перевозки Лесосибирского порта на Среднем Енисее

Наличие собственного флота (13 теплоходов и 12 единиц несамоходного флота) позволяет Лесосибирскому порту совместно с АО «Енисейское речное пароходство» оказывать клиентам компании оперативные услуги по перевозке грузов на Среднем Енисее.

Флот Лесосибирского порта

За Лесосибирским портом закреплен участок реки Енисей протяженностью около 550 километров от пристани «Абалаково» (14 км выше Лесосибирска по Енисею) до пристани «Бор» (5 км ниже устья Подкаменной Тунгуски). Предприятие обслуживает притоки Енисея: Большой Пит, Кас и Сым, перевозки на которых осуществляются в период весеннего половодья в течение 20-30 дней.

К Лесосибирскому порту приписаны Енисейские пристани «Абалаково», «Енисейск», «Ярцево», «Бор», выездная пристань «Брянка» на Большом Питу. Порт обслуживает причалы крупных грузовладельцев: ОАО «Лесосибирский ЛДК-1», ОАО «Маклаковский комбинат», ЗАО «Новоенисейский ЛХК», Абалаковский участок спецгрузов Дудинского порта.

Буксир «Назарово»

Совместно с Ангарским производственным участком Енисейского пароходства Лесосибирский порт вывозит готовую продукцию предприятий Енисейского и Северно-Енисейского районов. Осуществляется доставка техники, строительных материалов, оборудования и угля в эти районы.

Лесосибирский порт переваливает грузы, которые ОАО «Енисейское пароходство» поставляет на Север Красноярского края в рамках Северного завоза. Уголь, доставляемый с южных разрезов края, накапливают и обрабатывают на причалах порта, а затем транспортируют в Енисейский, Туруханский районы, Игарку. Собственным флотом и автотранспортом порт завозит уголь в близлежащие населенные пункты.

В затоне Лесосибирского порта

Зимовка и техническое обслуживание судов Лесосибирского порта осуществляется на Подтесовской РЭБ флота Енисейского пароходства и в двух затонах, расположенных недалеко от порта.

Преимущество Лесосибирского порта перед другими локальными перевозчиками, работающими на участке Енисея от поселка Казачинское до поселка Ярцево и Подкаменной Тунгуски, заключается в оперативности, наличии в одном месте всей необходимой техники, а также в тесном производственном взаимодействии с головным предприятием — Енисейским речным пароходством.

История Лесосибирского порта

Лесосибирский порт проектировался и строился для нужд Норильского горно-металлургического комбината и, в основном, на средства, которые выделял комбинат. Это была эпоха комсомольских строек, для Красноярского края знаменательная освоением Талнахского месторождения медно-никелевых руд в районе Норильска.

Идея построить на Енисее новый транспортный узел родилась в конце 60-х. Проект порта разработал НИИ «Ленгипроречтранс». В 1969 году в 40 километрах от устья Ангары (основного притока Енисея) и в непосредственной близости от железнодорожной станции под него был выделен земельный участок. В 1970 году началось строительство порта на базе пристаней «Маклаково» и «Енисейск».

В конце 1974 года государственная комиссия приняла первую очередь строящегося предприятия — пятую часть нынешней причальной стенки. И 15 января 1975 года приказом Министерства речного флота был образован Лесосибирский речной порт. Уже весной в порт поступил первый эшелон с клинкером из Ачинска. Спустя месяц было отгружено первое судно «Енисейск» для Норильского горно-металлургического комбината.

Быстрым строительством и производственным ростом Лесосибирский порт обязан государственным программам активного освоения Крайнего Севера и развития отечественного лесоэкспорта. Доставка грузов по маршруту Ачинск — Лесосибирск — Дудинка — Норильск позволяла государству в советское время экономить не менее миллиона рублей в год. Доставка из Лесосибирска по Северному морскому пути в Европу экспортных пиломатериалов давала возможность успешно развивать лесную промышленность в одном из самых богатых ресурсами регионов страны.

Печеник Александр Афанасьевич

Начальником порта стал Александр Афанасьевич Печеник (1937-1995 гг.). После окончания Благовещенского речного училища он начал свой трудовой путь мотористом теплохода «Киев», не один год ходил по Енисею капитаном, а затем возглавлял партийную организацию ремонтно-эксплуатационной базы флота пароходства в поселке Подтёсово (второй по величине базы флота на Енисее). В 1974 году он был назначен начальником строящегося речного порта в поселке Маклаково, а в октябре 1984 года переведен на должность начальника Управления Енисейского речного пароходства.

Кандидат экономических наук А.А. Печеник был награжден орденами «Знак Почета» и «Дружбы народов», значком «Почетный работник речного флота», стал лауреатом премии Совета Министров РСФСР «За разработку и внедрение доставки грузов в районы Крайнего Севера».

В 1980 году Лесосибирский порт вышел на свою проектную мощность в 1 млн. 40 тыс. тонн груза.

В 1993 году произошло акционирование предприятия. На основании постановления администрации города Лесосибирска от 31.05.1999 года ДАО «Лесосибирский порт» переименовано в ОАО «Лесосибирский порт». В 2002 году Лесосибирский порт в составе ОАО «Енисейское речное пароходство» вошел в структуру дочерних предприятий «ГМК «Норильский никель».