Красноярский речной порт был образован 1 апреля 1934 года в результате объединения нескольких баз и пристаней Красноярска. Порт располагался на левом берегу Енисея. В 1956 году произошло объединение Красноярского порта и порта Норильского комбината, который был построен на правом берегу Енисея.
Красноярский речной порт расположен в крупнейшем промышленном центре Сибири — г. Красноярске на пересечении двух главных транспортных магистралей: сухопутной (Транссибирской железной дороги) и водной (главной артерией региона — реки Енисей, имеющей выход к морским портам Северного морского пути). Кроме того, подъездные автомобильные пути связывают предприятие с федеральной трассой Р-255 «Сибирь». Это позволяет Красноярском порту перерабатывать грузы смешанного сообщения (автомобильного, водного, железнодорожного) в любом направлении, в том числе за границу. Красноярский речной порт — один из основных перевалочных узлов будущего Красноярского мультимодального транспортно-логистического центра.
Порт имеет три грузовых района: Злобино, Енисей и Песчанка. АО «КРП» является портом общего пользования (обслуживает любых клиентов, принимает к переработке все виды грузов) и предоставляет полный пакет услуг: погрузочно-разгрузочные работы, перетарка, хранение и накопление всех видов грузов (в том числе в контейнерах), следующих в любом направлении, а также перевозка грузов речными судами.
Пропускная способность порта составляет 1,3 млн тонн в год. Красноярский порт добывает песчано-гравийную смесь и производит гидротехнические работы.
В АО «Красноярский речной порт» трудятся около 700 человек. Большая часть персонала — это профессиональные бригады докеров-механизаторов. Коллектив предприятия славится династиями портовиков.
Порт в Красноярске наращивает грузооборот по переработке за счет привлечения новых клиентов. Тесное сотрудничество предприятий, участвующих в транспортной схеме перевозки грузов на Север (Красноярский речпорт, Енисейское пароходство и Дудинский морской порт), обеспечивает грузоотправителям полный пакет транспортных услуг, высококачественный сервис и гибкую тарифную политику.
Контакты:
Накопление грузов и погрузочно-разгрузочные работы
Подъездные автомобильные и железнодорожные пути, непосредственно примыкающие к порту, дают возможность переваливать грузы на автомобильный, железнодорожный и водный транспорт. Материально-техническая база Красноярского порта позволяет выполнять любые погрузочно-разгрузочные работы с грузами массой до 200 тонн.
Переработка грузов
Красноярский речной порт создавался для перевалки грузов, следующих в Норильский промышленный район и на Север Красноярского края. Предприятие продолжает выполнять эту функцию.
Основной тип грузов, перерабатываемых на причалах АО «КРП» — контейнеры. Контейнерный парк предприятия самый большой среди портов Сибири: около 1000 20-тонных контейнеров, почти 200 5-тонных и более 1500 3-тонных контейнеров. Для обслуживания контейнерного парка порт располагает достаточным количеством техники малой механизации: специализированными автопогрузчиками для переработки крупнотоннажных контейнеров, а также авто-электропогрузчиками.
Около 30 процентов перерабатываемых в Красноярском порту грузов приходится на техническую серу — побочный продукт горно-металлургического производства. Серу предприятий Норильского никеля доставляют Енисейским речным пароходством. В Красноярском порту серу перегружают, затаривают и отправляют покупателям.
Часть обрабатываемых объемов — это так называемые грузы социального значения: переработка тарно-штучных грузов, поставляемых в Эвенкийский автономный округ в рамках «северного завоза». По линии госзаказа через порт перевозят в основном оборудование, стройматериалы, продовольственные товары.
Тесное сотрудничество предприятий, участвующих в целостной транспортной схеме доставки грузов на Север: Красноярский речной порт, крупнейший перевозчик и главный акционер порта — Енисейское речное пароходство и Дудинский морской порт ГМК «Норильский никель», куда идет основная масса грузов, обеспечивает клиентам полный пакет транспортных услуг и высококачественный сервис.
Компании участники транспортной схемы, установили так называемый сквозной тариф, который позволяет клиентам, заключающим договора и с портами, и с пароходством, экономить на доставке грузов. Кроме того, сеть филиалов Енисейского пароходства контролирует перевозки на протяжении всего Енисея и его притоков.
Инфраструктура Красноярского порта
Инфраструктура Красноярского порта позволяет работать с любыми видами грузов.
АО «КРП» располагает тремя крупными грузовыми районами, специализирующимися на конкретных видах грузов:
Собственные тепловозы помогают перемещать вагоны по территории порта. АО «КРП» имеет 11 железнодорожных путей, распределенных по грузовым районам: на «Злобино» — 6 ниток, на «Енисее» — 4, на «Песчанке» — 1. Все пути имеют выход на разные станции Транссибирской железнодорожной магистрали (Злобино, Енисей, и Коркино соответственно).
Предприятие оснащено 40 портальными кранами различной грузоподъемности, распределение которых по районам позволяет переваливать грузы как по прямому варианту (вагон-судно, автомобиль-судно), так и обеспечивает работу «в тылу» (на линии, удаленной от причальной стенки). Накопление и хранение грузов на открытых и закрытых складских площадках идет круглогодично.
Гравийный район и локальные перевозки
Добыча и реализация строительного песка и гравия.
АО «Красноярский речной порт» в течение многих десятилетий остается предприятием, строго исполняющим требования различных государственных структур к добыче нерудных строительных материалов. В результате гравийный район АО «КРП» производит высококачественный продукт в виде мытого строительного песка и сортированного гравия, из которого изготавливают высококачественный щебень.
Специализированная плавучая станция ПЧС (плавучий черпаковый снаряд), 7 плавучих кранов грузоподъемностью 5 и 16 тонн, собственный флот (буксирный и несамоходный) позволяют Красноярскому порту перерабатывать до 16 млн. тонн песчано-гравийной смеси в год. В последние годы объемы добычи стабильны в пределах 150 тысяч тонн чистого песка и 600 тысяч тонн сортированного гравия.
Флот Красноярского порта осуществляет в основном перевозки местного значения. Например, теплоходы АО «КРП» доставляют предприятиям Красноярска круглый лес Предивинского леспромхоза. Кроме того, суда АО «КРП» совершают разовые рейсы на север Красноярского края в район Ванкорского блока нефтяных месторождений.
История Красноярского речного порта
Красноярский речной порт был образован 1 апреля 1934 года в результате объединения пристаней Красноярска № 1, 2, 3, 4 и баз «Енисей», «Конный остров», «Злобино», «Шпалопропитка», «Лесоэкспортная площадка».
Порт располагался на левом берегу Енисея. Предприятие почти не имело механизации. Единственным подспорьем грузчикам были тачки и тележки. Помимо переработки грузов порт занимался перевозкой пассажиров на пригородных и транзитных линиях. К нему были приписаны пароходы, баржи, лесовозы, паромы и глиссирующие теплоходы. Первым начальником речного порта был назначен потомственный речник, красноярец Иосиф Алексеевич Козулин.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. началось ускоренное строительство Норильского горно-металлургического комбината, значительно возрос поток грузов на север и обратно. Предполагалось, что грузооборот предприятия достигнет 500 тысяч тонн. Так как существовавший Красноярский речной порт не справлялся с объемами грузопереработки, в 1942 году Норильский комбинат начал строительство нового порта на правом берегу Енисея.
Комбинату отвели земельный участок на правом берегу Енисея в районе станции Злобино (почти напротив Красноярского порта). Протяженность участка приближалась к 1,5 километрам. «Норильскстрой» возводил порт, и появлявшиеся новые производственные мощности сразу шли в работу. Погрузка и разгрузка велась на обоих берегах Енисея.
В 1952 году вступил в эксплуатацию речной вокзал Красноярского порта. Архитектором проекта здания Красноярского речного вокзала стал сибиряк Александр Голубев. В 1958 году модель вокзала на Всемирной выставке в Брюсселе получила серебряную медаль и Почётную грамоту. Сегодня сюда подходят пассажирские суда, здесь проводятся митинги речников и парады судов енисейского флота.
16 января 1956 года постановлением Совнаркома СССР порт Норильского комбината со всей техникой, постройками и сооружениями был передан на баланс Енисейского речного пароходства. В феврале этого же года произошло объединение Красноярского порта и порта Норильского комбината, имеющего высокий по тем временам уровень механизации, капитальное складское хозяйство, подъездные железнодорожные пути. Речной порт левобережья преобразовался в «городской участок порта». В 1957 году на территории Городского участка была образована транспортно-экспедиторская контора, которая занималась контейнерными перевозками.
Коллектив порта многие годы плодотворно трудился и заслужил высокую оценку — в 1966 году за достигнутые успехи в выполнении заданий по переработке грузов и внедрение комплексной механизации порт был награжден Орденом трудового Красного знамени. В этом же году был образован Гравийный грузовой район Красноярского порта, к 1986 году на районе в эксплуатации был 21 плавкран.
1986 году порт перешел на полный хозяйственный расчёт. В 1990 объемы переработки грузов — приблизились к 19 млн. тонн, объёмы добычи песчано-гравийной смеси — к 9 млн. тонн.
В сентябре 1993 года ГП «Красноярский речной порт» было преобразовано в ДАО «КРП». В этом же году произошло акционирование предприятия, и Красноярский порт вошёл в структуру дочерних предприятий ОАО «Енисейское речное пароходство».
В разные годы Красноярским портом руководили известные речники: Михаил Чечкин, Михаил Мунин, Михаил Климкин. Их именами в последствии были названы суда Енисейского пароходства. С 1988 года Красноярский речной порт возглавляет Юрий Михайлович Юрков.